Если вы рассматриваете возможность покупки электромобиля, важно учесть некоторые особенности экологически чистых транспортных средств.
Как водителю совместить эти планы по сохранению окружающей среды с требованиями к качеству и комфорту? Мы предлагаем пошаговую инструкцию, которая поможет вам выбрать подходящий электромобиль.
1. Определиться с типом двигателя
При выборе электрокара важно учитывать его дальность хода — расстояние, которое автомобиль может проехать на одном заряде батареи. Этот параметр напрямую влияет на удобство использования транспортного средства. Каким бы красивым, комфортным и дорогим ни был автомобиль, он будет бесполезен, если не сможет доставить вас до пункта назначения.
Существует несколько видов электрокаров, каждый из которых имеет свои особенности:
- Полностью электрические электромобили с аккумуляторами (BEV) подходят для тех, кто заботится об окружающей среде и хочет сэкономить на топливе. Хотя первое поколение Nissan Leaf имело запас хода всего около 130 км, современные электромобили могут проехать гораздо больше без подзарядки. Например, запас хода Hyundai Kona составляет более 400 км, нового Nissan Leaf — 458 км, а на Tesla Model 3 можно проехать более 500 км.
- Гибридные электромобили с подключаемым модулем (PHEV) — это компромисс между полностью электрическими и традиционными автомобилями. Они используют как бензиновый или дизельный двигатель, так и электромотор, что позволяет экономить топливо. Новая версия Toyota Prius PHEV может проехать 60 км на электротяге, что на 24 км больше, чем предыдущая модель. Однако на практике оказалось, что пробег в электрорежиме составил целых 104 км!
- Обычные гибридные электромобили (HEV) ближе к традиционным автомобилям. Они используют электромотор только на низких скоростях и на коротких расстояниях, что снижает расход топлива. Расход может составлять 5–6 литров на 100 км.
При выборе электрокара важно определить, какое расстояние вы планируете проезжать каждый день, и сопоставить его с запасом хода автомобиля. Это поможет вам выбрать наиболее подходящий вариант.
2. Достаточно ли развита инфраструктура в вашем районе
Министерство промышленности и торговли считает, что существующая инфраструктура для зарядки уже позволяет без опасений приобретать электромобили. При этом для поддержки развития экологичного транспорта планируется ещё больше расширить сеть — до конца 2024 года установят более 2 тысяч станций.
В России сейчас есть:
- 1626 локаций с переменным током;
- 779 локаций с постоянным током;
- 1394 домашние локации;
- 525 локаций с переменным и постоянным током.
Лидерами по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей являются Московская область (531 станция), Москва (462 станции), Краснодарский край (268 станций), Санкт-Петербург (213 станций) и Республика Татарстан (212 станций).
Однако на практике рядом может не оказаться ни одной подходящей станции. К счастью, существуют сервисы, которые упрощают поиск. Mы рекомендуем использовать приложения для поиска зарядных станций:
- 2Chargers;
- «Фора Электрозарядные станции»;
- PlugShare;
- ТОКА Networkv;
- Chargemap — Charging stations.
3. Определитесь с бюджетом
Всё просто: чем больше бюджет, тем больше выбора. Но даже если ваш бюджет минимален для покупки нового автомобиля с ДВС, на рынке уже можно рассмотреть варианты с электромобилями.
Возраст электромобиля играет более важную роль, чем в случае с автомобилем с ДВС, поскольку батарея, которая является самым дорогим узлом, имеет ограниченный ресурс.
При покупке подержанного электромобиля в первую очередь следует обращать внимание не на состояние и комплектацию автомобиля, а на состояние батареи. Батареи в плохом состоянии могут обеспечить пробег около 100 км на одном заряде, тогда как исправные способны проехать до 300 км в экономичном режиме.
Если вы покупаете трёх- или четырёхлетний электромобиль и продолжаете его эксплуатировать, могут возникнуть проблемы с заменой батареи, поскольку это дорогостоящая процедура. Поэтому всегда лучше перестраховаться и запросить диагностику батареи.
4. Изучаем параметры и характеристики
Как и в случае с традиционными автомобилями из ЕС, США и Китая, все эти варианты пригонки электрокара работают. В каждом случае есть свои плюсы и минусы.
Автомобили из ЕС, скорее всего, будут адаптированы под европейский регион, с дилерским обслуживанием и возможностью установки русского языка в мультимедийную систему.
Автомобиль из США определённо порадует невысокой ценой, если он был бит. Однако степень повреждений и последующие вложения могут разочаровать.
Особенность доставки автомобиля из Китая — возможность приобрести новый автомобиль за относительно разумные деньги. Бюджет в 37 тысяч долларов позволяет рассмотреть сразу несколько вариантов, от седанов до кроссоверов. Это будут новые автомобили или автомобили с минимальным пробегом.
Например, мы предлагаем под заказ BYD Song Plus — автомобиль с интересным дизайном и богатой комплектацией стоимостью 3 750 000 ₽.
К чему нужно быть готовым, выбирая электрокар из Китая?
На фоне широкого выбора моделей, приятной цены, отличной комплектации и новейших технических разработок у электрокаров из Китая есть два слабых места — переходники и язык.
Есть два варианта: использовать переходники или менять разъём.
Есть разные варианты переходников и адаптеров стоимостью от 9 000 до 130 000. В самом выгодном положении находятся владельцы собственных домов, которые могут поставить электромобиль на медленную зарядку: для ночной зарядки автомобиля достаточно самого простого и дешёвого переходника.
Некоторые автомобилисты предпочитают радикальное решение: замену разъёма под американский и европейский стандарты. Это будет стоить значительно дороже. Важно понимать, что такое серьёзное вмешательство в силовую часть автомобиля повышает риски.
Время зарядки электромобиля зависит от типа используемой зарядной станции и ёмкости батареи автомобиля. Есть три основных типа зарядок:
- домашние зарядные устройства;
- публичные универсальные зарядные станции;
- станции быстрой зарядки.
Электромобили заряжаются домашними устройствами, которые обеспечивают медленную зарядку от 6 до 24–30 часов, в зависимости от модели электрокара. Обычно это делается ночью по сниженному тарифу.
Публичные универсальные станции заряжают автомобиль быстрее — от 3 до 6 часов. Станции быстрой зарядки могут зарядить батарею до 80% за 20–30 минут.
Время зарядки также зависит от ёмкости батареи. Зарядка от обычной розетки (220 В) может занять от 4,5 до 8 часов (например, Ford Focus Electric и Nissan Leaf первого поколения). Плагин-гибриды заряжаются от обычной розетки быстрее — от 1,6 до 4,5 часов (Toyota Prius, Chevrolet Volt). А в Tesla Motors утверждают, что их Tesla Model S с батареей ёмкостью 90 кВт*ч полностью заряжается за 75 минут.
5. Сервис, обслуживание и зарядка
Стоимость зарядки автомобиля ниже, чем стоимость заправки топливом. Цена за киловатт-час электроэнергии различается в зависимости от страны и региона, но обычно 1 кВт стоит меньше, чем литр бензина. Давайте посчитаем:
- для быстрых зарядных станций: 20 кВт * 100 км * 18 руб./кВт = 460 руб.;
- для домашних станций: 20 кВт * 100 км * 6 руб./кВт = 120 руб.
Тормозные колодки необходимо менять в два раза реже, чем у бензиновых автомобилей, благодаря рекуперативному торможению. Остальные узлы также требуют меньше внимания по сравнению с обычными автомобилями.
Для примера приведём список регламентных работ для электромобилей марки Tesla:
- замена воздушного фильтра салона — каждые 2 года;
- замена высокоэффективного фильтра для твёрдых частиц (HEPA) — каждые 3 года;
- проверка тормозной жидкости — каждые 2 года;
- чистка кондиционера — каждые 2 года для Model S, каждые 4 года для Model X и каждые 6 лет для Model 3;
- чистка и смазка тормозных суппортов — каждые 12 месяцев или 20 000 км пробега для электромобилей, эксплуатируемых в регионах с холодным климатом;
- замена охлаждающей жидкости батареи — каждые 4 года или 90 000 км.