
Когда дело доходит до замены масла, возникает желание дополнительно почистить мотор, учитывая наличие возможностей для этого. Но когда именно нужна промывка двигателя и следует ли ее проводить при замене масла?
Сервисное обслуживание мотора проводится с определенной периодичностью, которая обычно указана в сервисной книге. У современных автомобилей этот интервал составляет от 15 000 до 30 000 км. Интересно, что даже у двух одинаковых машин, произведенных в разные годы, периодичность обслуживания может быть разной. Например, у Mitsubishi Outlander XL, выпущенного в 2008 году, сервисный интервал обозначен в 10 000 км, а у автомобиля той же модели, но 2011 года, уже в 15 000.
Это связано с повышением качества масел, а также с стремлением маркетологов уменьшить расходы на обслуживание автомобилей, чтобы затем использовать эти цифры в рекламе. Да, мы не ошиблись: сейчас техническое обслуживание автомобилей определяют не только технические специалисты, но и маркетологи. И именно они порой играют ведущую роль.
Тяжелые условия работы двигателя
Однако в сервисной книге есть примечания о том, что в тяжелых условиях рекомендуется более частая замена масла. К таким условиям относятся:
- езда на высоких скоростях;
- частые поездки по загруженному городу с режимом “старт-стоп”;
- передвижение по бездорожью.
Несмотря на проблемы с дорогами в России, основная опасность для автомобилей в средней полосе кроется в пробках. Некоторые водители устанавливают на машину счетчик моточасов и проводят техническое обслуживание, ориентируясь на показания этого прибора. Этот подход используется для обслуживания лодочных моторов и гидроциклов.
Редкие поездки
Однако, есть и другая сторона медали. Производители рекомендуют менять масло не реже одного раза в год. Это связано с тем, что масло начинает окисляться после заливки в двигатель и постепенно теряет свои свойства. Следует отметить, что для автомобилей, которые долго стояли без движения, требуется особое техническое обслуживание. В этом случае необходимо сразу же заменить все эксплуатационные жидкости и не совершать длительных поездок до замены масла. В такой ситуации не стоит задумываться о том, нужно ли промывать двигатель перед заменой масла. Ответ однозначный: промывка двигателя обязательна.
Когда требуется замена масла
В процессе эксплуатации в двигателе образуются отложения. Качественное моторное масло обладает моющими свойствами, поэтому большинство загрязнений удаляются естественным путем при своевременной замене масла. Таким образом, не стоит придавать большого значения цвету масла. Если масло темное, это не обязательно означает, что оно плохого качества. Явными признаками проблемного масла являются:
- его повышенная густота, потеря текучести;
- или, напротив, слишком жидкое состояние, похожее на воду.
Если наблюдаются такие признаки, необходимо срочно произвести промывку и замену масла. Однако перед началом работы необходимо выяснить причину проблемы. Снижение качества масла может быть связано с нарушением графика технического обслуживания, использованием поддельного или некачественного масла, а также наличием технических неисправностей, например, попаданием охлаждающей жидкости в масло.
Опасности
Промывку двигателя следует проводить с осторожностью. Отмытые загрязнения могут засорить каналы, и тогда они снова начнут скапливаться в двигателе. Бывают случаи, когда двигатель, который до этого работал исправно, начинает сбоить после промывки.
Кроме того, есть риск, что полностью удалить старое масло не удастся, и часть его останется в картере и на стенках двигателя. Когда вы заливаете новое масло, остатки промывочной жидкости могут начать окисляться, что приведет к быстрому ухудшению характеристик масла. Однако можно очистить двигатель, не причинив ему вреда.
Способы промывки
Существует несколько способов промывки двигателя:
- Разборка и ручная очистка. Это самый старый и дорогостоящий метод, который обычно используется при капитальном ремонте двигателя.
- Промывочное масло. Это наиболее доступный и простой способ, который подходит для простых двигателей. Он заключается в том, что старое масло сливается, затем заливается промывочное масло, после чего двигатель работает на холостом ходу в течение 10 минут. Затем промывочное масло сливается и заливается новое качественное масло.
- “Пятиминутка”. Это специальный состав, который заливается в двигатель и работает на холостом ходу в течение 50-60 минут. Этот способ оставляет минимальное количество чистящего средства в двигателе и является более безопасным для двигателя.
- При использовании промывочных масел, “пятиминуток” и мягких очистителей необходимо следить за давлением масла в двигателе. Если загорелась контрольная лампа, процесс необходимо прекратить, слить старое масло и залить новое.
- Поэтапная замена масла. После слива старого масла заливается новое до минимального уровня, затем двигатель работает на холостых оборотах в течение 30 минут, после чего масло сливается и заливается новое до необходимого уровня с заменой фильтра. В некоторых случаях масло меняется в два этапа: сначала производится полная замена масла вместе с фильтром, а затем, через 500-1000 километров пробега, производится повторная полная замена масла. Этот метод промывки довольно дорогой и занимает много времени. Для того чтобы обеспечить долгую работу двигателя, можно совместить использование “пятиминутки” или промывочного масла с поэтапной заменой масла.
Когда нужна промывка
Необходимо производить очистку двигателя в следующих случаях:
- Если наблюдаются явные признаки ухудшения качества масла, которые были описаны выше.
- Если автомобиль был куплен с рук и нет уверенности в том, какое масло было залито в двигатель. В этом случае рекомендуется сразу же заменить масло на новое.
- Если планируется переход на другое масло, например, с синтетического на минеральное или на масло другого производителя.
Только специалист автосервиса может определить, какой способ очистки двигателя наиболее подходит для конкретного автомобиля.