Дроссельная заслонка — рекордсмен по повторяемости в лексиконе мастеров автосервисов, когда речь идет о проблемах с двигателями. Почему этот рабочий механизм так важен для обеспечения работоспособности авто, какие виды дроссельных заслонок бывают, почему они ломаются, как их правильно обслуживать? Эти злободневные вопросы разберем поэтапно.
«Дроссель - моссель» и его серьезные задачи
В бензиновых двигателях дроссельной заслонкой называют механизм, который выполняет роль ограничителя и регулятора потока воздуха Таким образом, интенсивность работы этого устройства прямопропорциональна объему перерабатываемой топливовоздушной смеси.
В дизельных системах поток воздуха не ограничен и саморегулируется объемом топлива, попадающего в цилиндры. Заслонка присутствует для того, чтобы в случае необходимости заглушить мотор или выступить ограничителем воздушного потока для повышения эффективности системы рециркуляции отработавших газов.
Далее пойдет речь про работу дросселя в бензиновых силовых агрегатах.
Где установлена заслонка?
Местоположение дроссельной заслонки зависит от типа силового агрегата, точнее, от способа подачи воздуха:
- В атмосферных двигателях, где движение воздушного потока происходит под воздействием впуска разрежения, который создается на такте, заслонка расположена непосредственно после воздушного фильтра.
- На турбированных агрегатах, где увеличенный объем воздуха нагнетается в цилиндры с помощью турбокомпрессора, дроссельная заслонка стоит после интеркулера.
Мастера часто называют ее просто заслонкой или задвижкой. Однако из-за такого упрощенного названия заслуга дросселя ничуть не уменьшается. Любое нарушение работы этого простого устройства сразу отражается на работе двигателя.
Внешне и конструктивно дроссельная заслонка похожа на обыкновенный клапан.
Разновидности дроссельной заслонки
В автомобилях разных поколений и марок используются разные виды дроссельной заслонки.
Механическая
Ставилась почти на всех ВАЗах с инжектором, Mercedes w123 и BMW E34, E36. Заслугой этого механизма является мгновенная реакция на педаль газа и предсказуемость поведения машины. Конструкция сложная и уже устаревшая. Работа заслонки в определенной степени зависит от надежности тросика, которым она сопряжена с педалью газа. Чем сильнее выжимается газ, тем шире открытие щели для поступления воздуха.
В такой конструкции предусмотрено устройство для регулирования холостого хода. Оно обеспечивает стабильность силовому агрегату путем открывания/закрывания отдельного воздушного тракта, когда машина находится на холостом ходу, а педаль газа остается неприкосновенной.
Электромеханическая
Данная модель установлена на Volkswagen Golf Mk4, на BMW E34, E36 оснащенными ДВС M52TU и M54. Такая заслонка также быстро откликается на нажатие педали газа, при этом машина работает плавно.
Другие преимущества электромеханики:
- При перегазовке дымности не наблюдается.
- Авто, оснащенное электромеханическим дросселем, легче трогается с места.
- Машина практически не глохнет под управлением начинающего автолюбителя.
- Уменьшается количество загрязняющих окружающую среду выбросов.
- Мотор работает ровнее на холостых оборотах.
Роль регулятора ХХ и датчика положения выполняет ЭБУ, связанный с датчиками и моторедуктором. Дополнительно между педалью газа и дросселем установлена пружина. ЭБУ не требуется участие водителя, чтобы отодвигать задвижку. Это делается с помощью редукторов с движком.
Электрическая
Модель современной задвижки установлена на автомобилях, начиная с 2008 г. выпуска. Заслонка откликается на педаль газа с некоторой задержкой, так как ЭБУ должен успеть вычислить угол открытия задвижки и дозировку топлива согласно экологическим нормативам. При этом сама конструкция является самой простой и супернадежной и состоит из трубопровода, заслонки и электронного блока управления.
Преимущества электрической модели:
- Правильно сформированная смесь сгорает целиком и копоти из выхлопной трубы нет.
- Существенная экономия бензина.
- Работа мотора более плавная.
- Появляется возможность пользоваться круиз-контролем.
У педали газа нет физического коннекта с дросселем, на ней установлено устройство, которое передает импульсы на блок управления двигателем внутреннего сгорания, что является основанием для подачи команд на заслонку, форсунки и ЭБУ коробки передач.
Возможные неисправности
Если электрический дроссель загрязнен, задвижка начинает работать некорректно. Засорение происходит от картерных газов, содержащих пары моторного масла и сажу. Если топливно-воздушная смесь выгорела не до конца, пары бензина проникают во впускной коллектор и прилипают ка стенкам.
Так как задвижка редко открывается полностью, у воздушного потока появляется препятствие. Отложения масел и копоти получаются существенными и с увеличением пробега их становится все больше.
В случае с механическими и электромеханическими дросселями могут проявиться следующие проблемы:
- Поломки датчика положения дросселя, РХХ, шестерни редуктора.
- Текут шланги, по которым проходит антифриз.
- Порвался тросик, соединяющий заслонку и педаль газа в результате коррозии или износа.
Когда в силовой агрегат поступает недостаточно воздуха, он троит, теряется мощность. По этой причине периодически дроссельную заслонку следует тщательно чистить с последующей адаптацией.
Как правильно чистить?
Заслонку снимают и чистят с помощью специального средства. Препарат доступен в каждом магазине автозапчастей, на АЗС, в маркетах, интернет-магазинах.
С точки зрения механики чистка заслонки не представляет сложностей. Но есть здесь подводные камни. Дело в том, что параллельно с процессом загрязнения дроссельной заслонки ЭБУ двигателя подстраивается под работу с поправкой на отложения. Причем это происходит на любых машинах, в том числе на ВАЗах.
После того как отложения счищают, система продолжает функционировать, будто чистки и не было. Мотор может не завестись, на панели загорится Check. Чтобы этого не произошло, нужно провести адаптацию.
Чаще всего это выглядит следующим образом:
- подключить аппарат компьютерной диагностики;
- активировать «Адаптация дроссельной заслонки» (загудит редукторный моторчик);
- снять клемму диагностики, подождать, иногда процесс приходится повторять;
- отключить энергопотребители, запустить мотор;
- дать машине поработать на ХХ до включения вентиляторов.
В условиях СТО чистка с адаптацией обойдется от 1500 до 7000 руб., на стоимость влияет марка машины и доступность дросселя.
Выводы
Дроссельной заслонке надо делать профилактическую чистку минимум через каждые 50 тыс. км. Если картерные газы интенсивно просачиваются, это делают чаще.
Адаптация является неотъемлемой частью процесса чистки и в квитанции не должна стоять отдельной строкой. Добросовестные мастера не должны брать отдельные деньги. Этот момент надо уточнять до начала оплаты за чистку.
Без адаптации двигатель после чистки задвижки может не запуститься. Поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно. Вызов эвакуатора или специалиста с оборудованием на дом обойдутся дороже.