Двигатель не только самый дорогостоящий агрегат, от его состояния зависят технические параметры и стоимость эксплуатации автомобиля. Правильный уход, своевременные ТО и квалифицированные ремонты позволяют намного превышать гарантийные сроки производителей. Дело в том, что гарантированный пробег не значит, что при достижении значений мотор немедленно развалится – он будет работать, но начнут ухудшаться первоначальные технические характеристики, агрегаты необходимо ремонтировать.
Как проверять двигатель
Некоторые владельцы автомобилей считают, что такую проверку следует делать лишь при покупке подержанного авто. Это правильно, но не совсем. И свой личный автомобиль рекомендуется время от времени проверять, за счет таких действий никогда не пропустится оптимальное время обращения в сервис. Неисправность двигателя сама никогда не «рассосется», наоборот, только усложняется. Своевременное обращение даст возможность сэкономить время и финансовые средства.
Для самостоятельной проверки необходимо иметь хоть минимальный опыт вождения и понимания в работе двигателей. Если с этим проблема – лучше обратиться за помощью к опытному товарищу. В статье даются универсальные советы по дизельным и бензиновым двигателям, обыкновенным автовладельцам этих знаний достаточно. Условно процесс проверки можно разбить на сколько этапов.
Внешний осмотр незаведенного двигателя
Лучше делать с фонариком, он позволит осветить удаленные затемненные места. Обратите внимание на броню (если она установлена), на нее попадают протечки масла с поддона, коробки, сальников ШРУСов, вала КПП. На поверхности не должно быть масла. Если оно есть, то надо более внимательно узнать причину появления. Если нет брони, то такой осмотр можно сделать утром в гараже или на стоянке. Автомобиль лучше не трогать, по расположению масла легче узнать место протечки.
Сразу следует проверить состояние масла, достать щуп, смотреть не только на уровень, но и на цвет масла. Надо помнить, что прозрачным масло будет лишь несколько дней после заливки, затем оно темнеет. Цвет не признак его плохого состояния или проблем с двигателем. Настораживать должно присутствие эмульсии, причина – попадание в масло антифриза. Это большая проблема, поездка на станцию технического обслуживания неизбежна, чем быстрее – тем лучше.
Иногда можно встретить советы проверять масло на наличие металлической стружки. Это глупости, в двигателе нет токарного станка, способного давать заметную невооруженным глазом металлическую стружку. Кроме того, для ее улавливания есть фильтры, современные изделия очень эффективно очищают все твердые примеси. Металл появляется вследствие износа коленчатого вала, поршневых колец и гильз цилиндров. Счет идет на сотые доли миллиметра, а не сантиметры, причем продолжается процесс многие месяцы, а не минуты. Количество металла мизерное, его размеры микроскопические, на щупе, соответственно, не видны.
Если есть возможность, то желательно открутить свечи зажигания. Электроды должны быть сухими, без черного нагара и отвердевшего масла. Причины появления указанных признаков различные, но все требуют квалифицированного устранения. Правда, ремонт можно отложить на более приемлемое время, неисправности некритичные и не могут стать причиной тяжелых поломок.
Осмотр заведенного двигателя
Вначале следует обратить внимание на работу двигателя. Совет может показаться странным, ведь владелец каждый день слышит эти звуки. Но дело в том, что авто заводится из салона при закрытых дверках, двигатель немного прогревается и автомобиль трогается. Водитель не выходит из салона, не поднимает капот. Как следствие, не может прислушаться к звукам, современные кузова имеют отличное шумопоглощение. Что должно насторожить:
• звонкие постукивания;
• неравномерность оборотов;
• глухие постукивания;
• любые неприятные и нехарактерные звуки.
При таких признаках рекомендуется посетить СТО для ликвидации проблем. Они могут быть разными, от неправильной регулировки клапанов, до перебоев в работе ТНВД. Шумы могут указывать на нарушение зазора выжимного подшипника сцепления, проблемах с коробкой передач и т. д. Дополнительно надо на работающем двигателе выжать сцепление, если появились или наоборот, пропали шумы – могут быть неисправности с приводом распределительного вала, сцеплением, первичным валом КПП. Простому автовладельцу нет надобности разбираться во всех тонкостях, ему достаточно узнать о проблеме для посещения мастерской.
Можно еще осмотреть заливную горловину масла и обратить внимание на выходящие газы. Если их очень много, то изношены поршневые кольца и гильзы цилиндров. Но такие ситуации встречаются редко, об износе колец указывают другие, более явные признаки и владельцы быстро на них реагируют.
Что можно узнать по выхлопным газам
Посмотрите на цвет выхлопных газов, они на дизеле и карбюраторе должны быть светлыми, без резкого запаха солярки. Если газы светло серого оттенка и резко пахнут соляркой, то топливо не сгорает в цилиндрах. Информация для общего развития – дымовые завесы танки ранее делали специально, добавляя в цилиндры много солярки. Причин может быть несколько, дизельный двигатель надо показать мотористу. Далее нужно сесть в кабину и резко газануть. Обороты должны моментально увеличиться, при этом цвет выхлопных газов не меняться. Если они почернели – сложная проблема с цилиндрами, стали серыми – неисправная топливная система.
На бензиновых двигателях задержка оборотов указывает на нарушения системы зажигания, проблемы с инжектором или свечами. Ездить на машине можно, но существенно увеличивается расход топлива и уменьшаются динамические характеристики.
Осмотр глушителя
Вначале следует проверить его в холодном состоянии. Внешняя поверхность трубы должна быть чистой, внутренняя может иметь небольшой нагар, особенно это характерно для дизельных двигателей. Далее надо завести автомобиль и попробовать закрыть глушитель, надо пользоваться любыми тряпочками, досками и иными предметами, чтобы не допускать ожогов рук. Если система удаления газов в норме, то при закрытии трубы двигатель глохнет. Если он, пусть и хуже, но продолжает работать, то это свидетельствует о появлении негерметичности соединений элементов глушителя.
Тест-драйв
Опытные водители постоянно контролируют поведение двигателя, но новички на это не обращают внимания. Они просто не успевают следить и за обстановкой на дороге, и за работой двигателя. Можно сделать специальный небольшой тест-драйв на пустынных улицах или за городом. Обращать внимание на работу всех узлов и агрегатов автомобиля, водители получат много интересной информации, на которую при езде по городу не обращали внимания.
Заключение
Универсальный совет для всех владельцев автомобилей вне зависимости от практического опыта вождения – для предупреждения аварийных ситуаций и критических поломок двигателя два раза в год посещать СТО. Делать это следует осенью для подготовки двигателя к зиме и весной для подготовки к летним условиям эксплуатации. Можно вызвать мастера на дом, но это не лучший вариант. Во-первых, не все нужные инструменты и оборудование он может привезти с собой. Во-вторых, такие услуги существенно дороже самостоятельного посещения станции.