Автоматическая коробка передач – очень сложный с технической точки зрения агрегат, по стоимости относится к дорогим узлам. Нарушения работы становится не только причиной затратных ремонтов, но и аварийных ситуаций и иных больших проблем на дорогах.
Практический совет. Делать качественную проверку функциональности автоматической коробки передач лучше с помощью лицензированной компьютерной программы. Автомат имеет много установленных датчиков, контролирующих работу ответственных узлов и деталей.
Но можно более-менее точно обнаружить неисправность и самостоятельно. Не надо думать, что проверка АКПП требуется только при покупке подержанных автомобилей, и для личной машины такой контроль всегда полезен. Надо знать, что даже исправная АКПП увеличивает расход топлива в сравнении с механической, а проблемы с ней еще больше ухудшают это параметр. Кроме того, теряется динамика автомобиля, появляются сложности при обгоне и т. д.
Проверка на ходу
С ее помощью можно узнать работоспособность коробки передач на данный момент, но она не обнаружит недавно появившиеся неисправности. К примеру, незначительные протечки, засоренность фильтра, проблемы с ЭБУ могут быть непродолжительными по времени и не иметь негативных последствий для АКПП на данный момент, но в дальнейшем они обязательно появятся. Для этого следует проверять агрегат еще по нескольким параметрам. Профессионалы советуют сделать небольшие тест-драйва.
1. На прогретом двигателе на прямом участке медленно разогнаться до скорости примерно 60 км/ч, педаль газа примерно в среднем положении и по ходу ускорения нажим не меняется. АКПП за это время должна переключиться минимум два раза. Если этого не происходит – есть неисправности, влекущие большой расход топлива и ускоренный износ шестеренчатых пар.
2. Разогнать авто до ≈ 80 м/ч и принудительно снизить скорость на одну передачу, для этого следует нажать кнопку Overdrive. Автомобиль должен немного дернуться, обороты двигателя возрасти, через несколько секунд режим движения стабилизируется. Если это не так – АККП имеет проблемы. Еще один способ проверки переключения на низшие передачи – после значительного разгона сбросить газ. Машина постепенно должна понижать передачи, движение мягкое без толчков и рывков.
3. При трогании нажать педаль газа резче, чем это делается обычно. Обороты намного увеличились, а автомобиль только начинает двигаться – проблема. Неопытным автолюбителям определить эти отличия сложно, а профессионалам они укажут на износ или пробуксовку фрикционных дисков.
4. Проверить разгон до сотни. Нажать на педаль газа до упора, автомобиль должен быстро ускоряться и набирать сотню согласно техническим характеристикам.
При движении следует постоянно следить за показаниями тахометра. При скорости 90 км/ч на автомате с четырьмя скоростями обороты двигателя 2500–3000 об./мин., на шестиступенчатом автомате обороты примерно 2000 об./мин. На приборной панели должна высвечиваться высшая передача. Если обороты достигли заводских нормативов, а АКПП не переключилась на максимальную передачу, то она неисправная.
Еще один способ – переключать положение рычага на работающем двигателе, поочередно проходить режимы движения, стоянки, нейтральной и задней, интервал стояния на каждой примерно 10 секунд. Автомобиль не должен сильно дергаться, обороты не меняются, нагрузка на двигателе не появляется. Вначале следует переключать медленно, а потом сократить интервал до одной секунды. Педаль тормоза должна быть постоянно нажатой.
Важно! Для лучшего понимания состояния АКПП следует знать, что ресурс гидромеханических ≈ 250 тыс. км пробега, вариаторных ≈150 тыс. км, роботов DSG ≈170 тыс. км. Это при выполнении регламентных требований ТО производителей.
Необслуживаемых автоматических коробок передач не бывает, такие заверения ¬– уловки нечестных маркетологов, они гарантированно выйдут из строя без обслуживания. Поломки будут очень сложными, требовать больших затрат времени и денег. Кроме того, придется искать очень ответственных и честных механиков, установка в АКПП нелицензированных деталей китайского производства – катастрофа для такого сложного и чувствительного агрегата. Необслуживаемая коробка означает, что ее следует проверять и ремонтировать только в специализированных мастерских. Она не обслуживается дилетантами, так понимают этот термин производители.
Хорошо сделать стоп-тест – проверяется одновременно коробка и тормоза. На скорости 60–70 км/ч надо резко затормозить. На исправной АКПП сброс скорости быстрый, без длительных задержек между переключениями передач и рывков. Можно проверить АКПП торможением двигателем. Разогнать автомобиль примерно до 90 км/ч и отпустить педаль газа. Скорость должна понижаться плавно без рывков, при этом обороты двигателя по тахометру остаются почти неизменными.
Тест на пробуксовку фрикционов коробки делается следующим образом. Надо нажать тормоз, включить режим движения и полностью выжать педаль газа, через 4–5 секунд отпустить ее. Показатель максимальных оборотов должен укладываться в нормативные параметры, если они выше – фрикционные диски буксуют, если ниже – проблемы функционирования гидротрансформатора. Надо знать, что такая проверка очень рискованная, должна выполняться только профессионалом.
Все проверки в движении надо делать очень внимательно, ни в коем случае не нарушать правила дорожного движения, выбирать для этого подходящие участки дороги.
Проверка АКПП на стоянке
Первым делом рекомендуется осмотреть поверхности для выявления протечек масла. Делать это непросто, АКПП расположена в неудобном для осмотра месте. Надо пользоваться дополнительным освещением, лучше это делать на подъемнике. Но даже в гараже утром можно заметить протечки масла.
Должно насторожить большое количество грязи на корпусе, пыль быстро прилипает к незначительным протечкам и маскирует их. Сразу обращается внимание на наличие механических повреждений, глубокие царапины, вмятины на поддоне указывают о различных происшествиях, в том числе и авариях.
Далее следует проверить уровень масла в коробке, делать это надо на прогретом двигателе. Можно через несколько минут после заезда на стоянку, а можно после прогрева. Правда, не все типы коробок передач имеют щуп. У некоторых придется откручивать заливное, оно же и контрольное, отверстие, или уровень проверяется по специальному окну. Разумеется, что автомобиль должен стоять горизонтально. Темное масло еще не признак проблем с агрегатом. Но вот запах горелого – большая неприятность, она свидетельствует о том, что горят фрикционы, надо немедленно обращаться в СТО.
Послесловие
Автоматическая коробка передач настолько сложный агрегат, что сделать качественную диагностику можно лишь на специализированных СТО. Они должны иметь профессиональных и ответственных специалистов, полный комплект специального оборудования, инструментов и лицензированные компьютерные программы. Результаты вышеописанных проверок могут лишь насторожить владельцев автомобилей, визит на станцию техобслуживания обязательно придется делать в кратчайшие сроки.