Адрес:
Москва, ул. 6-я Радиальная д. 30 стр. 2
Главная \ Полезная информация \ Клапан ЕГР: зачем нужен и за что отвечает?

Клапан ЕГР: зачем нужен и за что отвечает?

« Назад

Клапан ЕГР: зачем нужен и за что отвечает? 02.09.2022 13:29

Целесообразность внедрения клапана ЕГР (EGR) в узел двигателя внутреннего сгорания автомобиля часто подвергается сомнению. Иногда это связано с недопониманием его роли в общей системе, в других случаях преследуется коммерческая цель. Мастерам сервисов, которые специализируются на выхлопных системах и удалении сажевых фильтров и катализаторов, клапан ЕГР «мешает» процветанию бизнеса. В этой статье мы разберемся, зачем производители современных моделей авто устанавливают клапаны ЕГР, и оправданы ли затраты на его восстановление в случае поломки.

Что такое EGR и где находится?

Аббревиатура EGR означает Exhaust Gas Recirculation Translate с английского — «система рециркуляции отработавших газов». Находится клапан внутри системы впуска/выпуска мотора.

Допускается два варианта размещения:

  • на впуске рядом с дроссельных кламанным механизмом;
  • рядом с выпускным коллектором на охладителе отработанных газов.

С впускным или выпускным коллектором клапан соединен металлической трубкой.
Конструктивно система рециркуляции отработавших газов может представлять собой клапанный модуль либо это отдельная деталь.

основные составляющие системы егр

Принцип работы

При неполной нагрузке или на холостом ходу блок управления, основываясь на входящих данных с различных дает команду на обеднение топливно-воздушной смеси. Таким образом ЭБУ пытается оптимизировать расход горючего. Логика в том, что при минимальных нагрузках на двигатель нет смысла подавать в цилиндры «мощностную» смесь. В результате объем воздушной массы в цилиндрах  увеличивается в полтора раза. Кроме явной экономии топлива достигается и другой эффект — снижается объем опасных выбросов.

Дизельные механизмы привыкли работать с избыточной воздушной массой, кроме того момента, когда газ выжат до конца. Со стороны это сразу видно — из глушителя валит черный дым.
Даже обедненная смесь способна воспламеняться, поэтому мотор функционирует стабильно. Однако в камере сгорания образуется очень много несгоревшего кислорода, который при повышенной температуре химически взаимодействует с азотом.

Если в машине есть работающий клапан ЕГР, он позаботится о том, чтобы часть газов отправилась на доработку. Температура горения снижается, количество воздуха в цилиндрах уменьшается, объем токсичных выбросов в атмосферу уменьшается. Благодаря «подсказкам» ЭБУ, клапан ЕГР дозирует объем отработавших газов, для отправки на доработку.

Оксиды азота, как известно, для человеческого организма еще более вредны, чем угарный газ и относятся к третьему классу опасности.

Разновидности

В двигателях авто используются следующие типы клапана Exhaust Gas Recirculation:

  1. Пневматический. Встречаются на Toyota Carina E, Chevrolet Lanos. Считается устаревшим типом. Принцип действия основан на разрежение воздуха во впускном коллекторе.
  2. Пневмоэлектрический. Установлен на Ford Transit, Volkswagen Transporter T5. Присутствует конструктивная схожесть с пневматическим типом, но есть существенное функциональное отличие. Клапан EGR включает и выключает блок управления двигателем.
  3. Электрический. Современный тип. Присутствует в топливных системах Volkswagen Amarok, Volkswagen Amarok, Volkswagen Tiguan, Nissan X-Trail T31. В действие клапан приводит не вакуум, а моторедуктор или катушка индуктивности.  За степень открытия отвечает ЭБУ двигателя.

Какие неисправности бывают?

Клапан ЕГР пропускает через себя отработку, поэтому основной проблемой является сажа. Липкие отложения образуются в самом клапане и на всем протяжении впускной магистрали, достигая ГБЦ. В результате поступление воздуха в цилиндры затрудняется, стабильность работы мотора находится под угрозой, вплоть до того, что двигатель просто заглохнет.

где установлен клапан егр

Каналы могут загрязниться сажей в такой степени, что усилия на штоке не хватает для его перемещения. В итоге клапан заклинивает, как правило, в приоткрытом состоянии. Выхлопные газы беспрерывно просачиваются во впускной коллектор, мотор работает рывками, мощность падает. Если в машине пневмоэлектрический/электрический тип ЕГР, электроника сигнализирует о неисправности с помощью Check Engine.

Вопрос можно снять с повестки, если делать регулярную профилактическую чистку клапана. Однако не всегда так просто до него добраться, проще через 150-200 тыс. км пробега поменять вышедший из строя клапан.

Например, клапан для Фольксваген Амароке с двигателем 2.0 TDI стоит 28 тыс. руб. плюс работа по его замене около 10 тыс. руб. При этом на профилактику при пробеге в 200 тыс. км затраты составят около 70 тыс. руб., то есть в два раза дороже. Если поставить неоригинальный клапан но обязательно качественный клапан, можно сэкономить. Услуги мастеров сторонних сервисов обойдутся дешевле.

Если автовладелец не обращает внимания на систему рециркуляции, проблемы проявятся на пробеге в 150-200 тыс. км.

Проверка работоспособности клапана

Алгоритм проверки пневматической и пневмоэлектрической системы рециркуляции отработавших газов:

  • Запускают двигатель на холостых оборотах.
  • Создают разрежение с помощью вакуумного насоса, который подключат вместо штатного вакуумного шланга. Просто пытаться втянуть воздух из резинового шланга в собственные легкие очень опасно.
  • При неисправном клапане мотор продолжит работать в обычном режиме. Когда клапан EGR в порядке, мотор начнет глохнуть.

Электрический клапан не оснащается вакуумным шлангом, все неполадки фиксируются ЭБУ двигателя. Выявляют их с помощью компьютерной диагностики.

Почему клапан EGR называют «сущим злом» для мотора и что делают?

Некоторые автовладельцы идут на удаление клапана при его полной исправности. Мотивируют тем, что заботятся о состоянии самого дорогостоящего элемента автомобиля — двигателя. Аргумент приводится следующий: EGR является виновником загрязнения коллектора выхлопными газами, так как сажа проникает в цилиндры, процесс износа ЦПГ ускоряется.

клапан егр в дизельном двигателе

Чтобы сделать неработоспособной пневматическую систему рециркуляции отработавших газов, надо отключить и заглушить вакуумный трак привода клапана.  Как вариант, убирают весь узел. Но при этом придется установить заглушки, которые изготавливаются под конкретный двигатель. В оригинале таких запчастей не бывает, набор заглушек на маркетплейсах может стоить в пределах 7 тыс. руб.

Для удаления пневмоэлектрического или электрического EGR мало физического вмешательства. Потребуется корректировать программу ЭБУ. Если это не сделать, мотор потеряет мощность, так как начнет работать в аварийном режиме.  За работу с программой ЭБУ надо отдать от 3 тыс. руб. до 30 тыс. рублей, в зависимости от сложности и марки машины.

Какие последствия?

Если EGR удалили физически и сделали перепрошивку, это значит:

  • Ответственности за чип-тюнинг никто не несет, так как официально такие работы не делают.  Нет гарантии, что новая прошивка не повлияет негативно на расход топлива и ресурс двигателя.
  • Машина больше не на гарантии, так как произошло вмешательство в конструкцию мотора и прошивку.
  • Количество опасных выбросов в атмосферу увеличилось. Недостатка в сервисах, которые параллельно с клапаном удалят сажевый фильтр и зальют прошивку Евро-2.

Возможно, авто станет резвее, но запах от выхлопа будет существенный, что особенно заметно в гараже или в закрытом паркинге.

Выводы

Последние разработки EGR практически не доставляют проблем автовладельцам. Ряд двигателей оснащены фазорегуляторами, EGR не ставятся с завода. Фазы газораспределения отрегулированы таким образом, что в процесс рециркуляции втянуты впускные и выпускные клапаны. В усовершенствованных системах отбор отработавших газов осуществляется после их прохождения через задерживающие сажу фильтры, поэтому моторная практически не страдает.

Если вопросы экологии для вас важны, лучше не вмешиваться в работу автомобиля. При возникновении проблемы с клапаном EGR надо сопоставить расходы на установку нового клапана с тем вредом, который наносится оксидом азота человеку и планете. И только потом принимать взвешенное решение об удалении или замене.

 


Адрес:
Москва, ул. 6-я Радиальная д. 30 стр. 2