Адрес:
Москва, ул. 6-я Радиальная д. 30 стр. 2
Главная \ Полезная информация \ Настройка зажигания

Настройка зажигания

« Назад

Настройка зажигания 24.06.2024 14:54

Как известно, автомобиль приводится в движение энергией, которая вырабатывается двигателем в результате сгорания топлива. Этот процесс инициируется электрическим разрядом, который должен происходить чётко в определённый момент — без задержек и опережений.

Чтобы избежать проблем при эксплуатации автомобиля, водитель должен знать, как правильно настроить зажигание. Неправильная настройка может привести к некорректной работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и, как следствие, помешать использованию техники на 100 %.

nastrojka-zazhiganiya

Принцип работы системы зажигания

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используется классическая система, состоящая из нескольких ключевых модулей:

  • свечи зажигания (на каждый цилиндр может приходиться одна или две свечи);
  • катушки зажигания, которые могут быть отдельными для каждой свечи или общими для всех свечей;
  • трамблёр, который применяется в системах с единственной катушкой;
  • управляющий блок с электронным модулем или коммутатор на полупроводниках;
  • провода для передачи импульсов высокого напряжения;
  • аккумуляторная батарея (АКБ), являющаяся основным источником энергии.

Принцип работы системы зажигания довольно прост. В нужный момент катушка получает 12-вольтовый импульс, который затем многократно увеличивается. В результате на свече образуется искра, поджигающая топливовоздушную смесь. Электронный модуль управления или коммутатор на полупроводниках определяют периодичность формирования искры и конкретное время её образования.

Для стабильной работы двигателя и его мощности важно, чтобы воспламенение происходило до того, как поршень поднимется в крайнее верхнее положение. Это позволяет образующимся газам толкать поршень вниз, обеспечивая вращение коленчатого вала. Даже небольшие отклонения во времени, измеряемые в сотых долях секунды, могут привести к значительному снижению мощности, увеличению расхода топлива и другим негативным последствиям.

Что такое позднее и раннее зажигание

Позднее зажигание — это проблема, при которой смесь в цилиндре воспламеняется в тот момент, когда поршень уже достиг верхней мёртвой точки или почти подошёл к ней. В таком случае топливо сгорает не полностью, часть процесса происходит в выпускном коллекторе, что вызывает ряд проблем:

  • увеличение расхода бензина, значительная часть которого тратится впустую;
  • перегрев мотора;
  • перегрев турбины;
  • перегрев катализатора, замена которого стоит дорого.

Раннее зажигание — это обратное отклонение, при котором вспышка в цилиндре происходит, когда поршню ещё далеко до верхней мёртвой точки. В результате газы не толкают поршень вверх, а, наоборот, оказывают дополнительное сопротивление. Из-за этого тяга снижается, а расход топлива резко возрастает. Также возникает опасность детонации, когда топливная смесь не просто сгорает, а буквально взрывается внутри цилиндра, что создаёт огромные термические и механические нагрузки на компоненты двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Чтобы транспортное средство работало безопасно, эффективно и правильно, необходимо точно настроить зажигание на двигателе.

Диагностика раннего зажигания

На наличие проблемы указывают следующие признаки:

  • ощутимая детонация в двигателе внутреннего сгорания при резком нажатии педали газа;
  • слишком высокие обороты на холостом ходу;
  • резкое падение тяги и разгонных характеристик автомобиля;
  • повышенный расход топлива;
  • ощутимые «взрывы» во впускном коллекторе.

Если проблема сохраняется длительное время, свечи испытывают чрезмерную термическую нагрузку и могут потребовать замены раньше обычного срока.

Диагностика позднего зажигания

В целом, проблемы похожи на те, что возникают в предыдущей ситуации. Завести двигатель становится трудно, на холостом ходу обороты нестабильны, а иногда мотор вообще глохнет. Топливный расход значительно увеличивается, а динамика и тяга, напротив, становятся намного ниже нормы.

Также можно выделить следующие особенности:

  • появление характерного низкого звука при работе двигателя на высоких оборотах;
  • регулярный перегрев мотора;
  • образование заметного налёта сажи на внутренних стенках выхлопной трубы.

vistavit-zazhiganie-audi-80

Рекомендации по регулировке зажигания

Современные автомобили оснащены электронными системами управления зажиганием, которые определяют оптимальное время для создания искры на основе показаний датчиков. Прежде чем настраивать бесконтактное зажигание в таких автомобилях, рекомендуется изучить инструкцию и, желательно, обратиться в специализированный сервисный центр, где есть необходимое компьютерное оборудование. Настройка таких систем требует знаний программного обеспечения, поэтому без помощи специалистов не обойтись.

Настройка зажигания в автомобилях с распределителем (трамблёром) — это совсем другая задача. Распределитель — это механический компонент с валом, положение которого определяет момент искрообразования.

Существует три метода настройки:

  • На слух. Этот метод прост, но требует опыта. Двигатель запускается вхолостую, и при медленном вращении распределителя нужно прислушиваться к его работе, чтобы найти положение, в котором работа двигателя наиболее стабильна. Затем настраивается работа на ходу: положение распределителя не должно вызывать длительную детонацию в цилиндрах при резком нажатии на педаль газа на низких оборотах. Допустимо до двух секунд детонации.
  • С помощью стробоскопа. Это наиболее точный метод. Стробоскоп освещает мгновенными световыми импульсами метки положения коленчатого вала на шкиве и корпусе двигателя. Импульс света возникает при образовании искры, и метки смещаются относительно друг друга при вращении распределителя. Необходимо добиться, чтобы при вспышках метки находились точно друг напротив друга.
  • По лампочке. Этот метод применяется в основном для распределителей с контактными группами. Источник света подключается к проводу прерывателя, а коленчатый вал двигателя необходимо вращать вручную. Вспышки света должны совпадать с совмещением меток, как и в методе со стробоскопом.

Важно стремиться к тому, чтобы угол зажигания был идеальным, без отклонений в большую или меньшую сторону. Даже небольшое отклонение может привести к серьёзным поломкам, повышенному расходу топлива и другим неприятным последствиям.


Адрес:
Москва, ул. 6-я Радиальная д. 30 стр. 2