Как известно, автомобиль приводится в движение энергией, которая вырабатывается двигателем в результате сгорания топлива. Этот процесс инициируется электрическим разрядом, который должен происходить чётко в определённый момент — без задержек и опережений.
Чтобы избежать проблем при эксплуатации автомобиля, водитель должен знать, как правильно настроить зажигание. Неправильная настройка может привести к некорректной работе двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и, как следствие, помешать использованию техники на 100 %.
Принцип работы системы зажигания
В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используется классическая система, состоящая из нескольких ключевых модулей:
- свечи зажигания (на каждый цилиндр может приходиться одна или две свечи);
- катушки зажигания, которые могут быть отдельными для каждой свечи или общими для всех свечей;
- трамблёр, который применяется в системах с единственной катушкой;
- управляющий блок с электронным модулем или коммутатор на полупроводниках;
- провода для передачи импульсов высокого напряжения;
- аккумуляторная батарея (АКБ), являющаяся основным источником энергии.
Принцип работы системы зажигания довольно прост. В нужный момент катушка получает 12-вольтовый импульс, который затем многократно увеличивается. В результате на свече образуется искра, поджигающая топливовоздушную смесь. Электронный модуль управления или коммутатор на полупроводниках определяют периодичность формирования искры и конкретное время её образования.
Для стабильной работы двигателя и его мощности важно, чтобы воспламенение происходило до того, как поршень поднимется в крайнее верхнее положение. Это позволяет образующимся газам толкать поршень вниз, обеспечивая вращение коленчатого вала. Даже небольшие отклонения во времени, измеряемые в сотых долях секунды, могут привести к значительному снижению мощности, увеличению расхода топлива и другим негативным последствиям.
Что такое позднее и раннее зажигание
Позднее зажигание — это проблема, при которой смесь в цилиндре воспламеняется в тот момент, когда поршень уже достиг верхней мёртвой точки или почти подошёл к ней. В таком случае топливо сгорает не полностью, часть процесса происходит в выпускном коллекторе, что вызывает ряд проблем:
- увеличение расхода бензина, значительная часть которого тратится впустую;
- перегрев мотора;
- перегрев турбины;
- перегрев катализатора, замена которого стоит дорого.
Раннее зажигание — это обратное отклонение, при котором вспышка в цилиндре происходит, когда поршню ещё далеко до верхней мёртвой точки. В результате газы не толкают поршень вверх, а, наоборот, оказывают дополнительное сопротивление. Из-за этого тяга снижается, а расход топлива резко возрастает. Также возникает опасность детонации, когда топливная смесь не просто сгорает, а буквально взрывается внутри цилиндра, что создаёт огромные термические и механические нагрузки на компоненты двигателя внутреннего сгорания (ДВС).
Чтобы транспортное средство работало безопасно, эффективно и правильно, необходимо точно настроить зажигание на двигателе.
Диагностика раннего зажигания
На наличие проблемы указывают следующие признаки:
- ощутимая детонация в двигателе внутреннего сгорания при резком нажатии педали газа;
- слишком высокие обороты на холостом ходу;
- резкое падение тяги и разгонных характеристик автомобиля;
- повышенный расход топлива;
- ощутимые «взрывы» во впускном коллекторе.
Если проблема сохраняется длительное время, свечи испытывают чрезмерную термическую нагрузку и могут потребовать замены раньше обычного срока.
Диагностика позднего зажигания
В целом, проблемы похожи на те, что возникают в предыдущей ситуации. Завести двигатель становится трудно, на холостом ходу обороты нестабильны, а иногда мотор вообще глохнет. Топливный расход значительно увеличивается, а динамика и тяга, напротив, становятся намного ниже нормы.
Также можно выделить следующие особенности:
- появление характерного низкого звука при работе двигателя на высоких оборотах;
- регулярный перегрев мотора;
- образование заметного налёта сажи на внутренних стенках выхлопной трубы.
Рекомендации по регулировке зажигания
Современные автомобили оснащены электронными системами управления зажиганием, которые определяют оптимальное время для создания искры на основе показаний датчиков. Прежде чем настраивать бесконтактное зажигание в таких автомобилях, рекомендуется изучить инструкцию и, желательно, обратиться в специализированный сервисный центр, где есть необходимое компьютерное оборудование. Настройка таких систем требует знаний программного обеспечения, поэтому без помощи специалистов не обойтись.
Настройка зажигания в автомобилях с распределителем (трамблёром) — это совсем другая задача. Распределитель — это механический компонент с валом, положение которого определяет момент искрообразования.
Существует три метода настройки:
- На слух. Этот метод прост, но требует опыта. Двигатель запускается вхолостую, и при медленном вращении распределителя нужно прислушиваться к его работе, чтобы найти положение, в котором работа двигателя наиболее стабильна. Затем настраивается работа на ходу: положение распределителя не должно вызывать длительную детонацию в цилиндрах при резком нажатии на педаль газа на низких оборотах. Допустимо до двух секунд детонации.
- С помощью стробоскопа. Это наиболее точный метод. Стробоскоп освещает мгновенными световыми импульсами метки положения коленчатого вала на шкиве и корпусе двигателя. Импульс света возникает при образовании искры, и метки смещаются относительно друг друга при вращении распределителя. Необходимо добиться, чтобы при вспышках метки находились точно друг напротив друга.
- По лампочке. Этот метод применяется в основном для распределителей с контактными группами. Источник света подключается к проводу прерывателя, а коленчатый вал двигателя необходимо вращать вручную. Вспышки света должны совпадать с совмещением меток, как и в методе со стробоскопом.
Важно стремиться к тому, чтобы угол зажигания был идеальным, без отклонений в большую или меньшую сторону. Даже небольшое отклонение может привести к серьёзным поломкам, повышенному расходу топлива и другим неприятным последствиям.