Кондиционеры – неотъемлемая часть современного автомобиля. Вся система климатической установки отвечает за климат внутри салона. Благодаря кондиционеру водитель и пассажиры могут комфортно пребывать в авто в жаркую пору года.
Казалось бы, данная система одна из немногих, которая достигла практически совершенного уровня. Однако, как показывает статистика, кондиционеры все же подвержены периодическим поломкам. От неприятных ситуаций их не спасает даже относительная простота конструкции. Наиболее типичные неисправности рассмотрим в этой статье.
Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера
Автомобильные кондиционеры функционально мало чем отличаются от бытовых установок. Единственная разница – размеры и конструкция отдельных частей.
Основными узлами являются:
- Компрессор. Бывает роторного или поршневого типа. Основная задача – создание и поддержание давления в магистрали. Компрессор приводиться в движение двигателем. Разработаны также отдельные установки, имеющие электропривод (для автомобилей с технологией старт-стоп).
- Конденсатор (теплообменник). Обеспечивает конденсацию агента (переход в жидкую фазу).
- Расширительный клапан. Узел регулирует давление, в частности понижает его значение при движении хладагента в теплообменнике.
- Блок испарителя. Благодаря этому элементу пассажиры ощущают прохладу в салоне. Узел представляет собой аналог конденсатора, однако работает в наоборот. В испарителе давление агента снижается, жидкая фаза переходит в газ. Одновременно хладагент поглощает тепло, что автоматически влечет понижение температуры магистрали.
- Модуль осушителя. Узел выполняет ряд функций: удаления влаги из агента, выделение пузырьков из потока, стравливание избытка давления в магистрали. Большинство осушителей оснащаются смотровыми окнами, позволяющими быстро определить уровень фреона в системе.
- Отдельно стоит отметить электронный модуль. Автоматика следит за температурой, переключает различные режимы и запускает (останавливает) компрессор по заданной программе.
Принцип работы системы также похож на стандартные бытовые кондиционеры. Схема выглядит следующим образом:
- активация кондиционера запускает компрессор – это осуществляется через муфту;
- происходит нагнетание давления в системе, фреон направляется в конденсатор;
- хладагент переходит в жидкую фазу, проходит модуль осушителя, где очищается от влаги, пузырьков;
- фреон переходит в испаритель – жидкость переходит в газообразную фазу со снижением давления;
- испаритель охлаждается и снижает температуру набегающего на него воздуха, который впоследствии отправляется в салон.
Фреон далее проходит через расширительный клапан, цикл повторяется. За всем процессом следит модуль управления с датчиками.
Основные поломки системы кондиционирования автомобиля
Наиболее типичные неисправности устройства.
Поломка компрессора
Ощутимый шум со стороны агрегата, масляные потеки и загрязнения корпуса – все эти признаки указывают на неисправность компрессорной установки. Подобные неисправности возникают при разгерметизации корпуса, образовании трещин, износе прокладок и сальника.
Кроме этого, возможны поломки самой механической части. Приводная электромагнитная муфта может заклинить, что приводит к невозможности включить установку. Частыми также являются нарушения в работе электрической цепи питания, контроля состояния компрессора.
Поломка конденсатора
После длительного пробега или эксплуатации в условиях повышенного загрязнения окружающей среды, конденсатор банально засоряется. В результате охлаждение будет минимальным, кондиционер переходит в аварийный режим или вовсе отключается.
При наличии подобной ситуации владельцу необходимо срочно выполнить чистку конденсатора. Грязный модуль влечет к неконтролируемому росту давления агента в магистрали.
Поломка испарителя
Непонятные следы влаги в салоне, снижение эффективности климат-контроль, явный запах – все это указывает на поломки в данном зле. Причина кроется в банальной коррозии, накоплении грязи в системе слива, из-за чего конденсат не может выходить наружу.
Неисправность в блоке осушителя
Частая причина поломки модуля – заправка фреоном системы с несоблюдением технологии. Также осушитель может вывести из строя грязь, которая могла попасть внутрь магистрали во время ремонта. Основные признаки: периодические выключения кондиционера, иней на трубках испарителя.
Выход из строя вентилятора
Вентилятор служит для дополнительной обдувки фреона, проходящего по магистрали. Решение используется не повсеместно, однако проблема имеет место быть. Признаками являются повышенная шумность от вентилятора или отсутствие его вращения.
Поломка ТРВ
ТРВ или терморегулирующий вентиль выходит из строя по нескольким причинам:
- повреждение самого расширительного клапана;
- неправильное регулирование узла;
- попадание грязи внутрь магистрали;
- избыточное количество жидкости и пузырьков воздуха во фреоне.
Выход из строя вентиля сопровождается нестабильным потоком холодного воздуха, периодическими отключениями кондиционера, циклическое включение системы, замерзание патрубков испарителя.
Неисправность датчика давления агента
Данный узел является критическим важным для правильной работы всей системы. Датчик автоматически выключает кондиционер при достижении давления фреона критических значений.
Основные причины: выход из строя по причине старости, неисправность электрической цепи, обрыв в реле или предохранителе.
Методы проверки датчика давления зависят от конструкции системы кондиционирования. Однако типичным признаком является нестабильная работа климат-контроля, в частности периодические ее отключения, переход в аварийный режим.
Потеря герметичности в магистрали
Кондиционер работает по замкнутому циклу. Это означает, что система в исправном виде должна быть герметичной.
Разгерметизация сопровождается утечкой фреона. Причиной может быть естественный износ шлангов, физическое их повреждение. Металлические трубки также подвержены влиянию окружающей среды, поэтому их целостность проверяется в первую очередь.
Завоздушивание
Данная причина является следствием разгерметизации. Климатическому модулю крайне опасно завоздушивание. Предельная концентрация воздуха должна быть не более 2%. Превышения этого порога сулит обмерзанием дросселя, ведь избыток воздушной среды всегда связан с концентрацией влаги.
Существует и вторая причина завоздушивания – неграмотные сервисное обслуживание. Этим часто грешат недобросовестные мастерские, предлагающие весь спектр ремонтных работ без надлежащего опыта, понимания процедуры. Заправка нового фреона без качественного, предварительного вакуумирования системы – гарантия завоздушивания.
Признаки повышенного содержания воздуха в магистрали сводятся к одному показателю – нарушение работы всей системы кондиционирования.
Стоит также отметить, что если во время работы охладителя вместо холодного воздуха дует горячий, это явный признак комплексной поломки. В обязательном порядке необходима тщательная диагностика всех элементов кондиционера.