
Эксплуатация коробки передач требует определенных навыков. В зависимости от ее вида и марки автомобиля, переключение скоростей имеет свои особенности. Если вы технически правильно выполняете движения, то работу коробки передач, почти, не слышно. Переключение скоростей происходит синхронно с выжиманием педали сцепления и последующим нажатием педали газа. Если же появляются вибрации, посторонние шумы, скрежет, пробуксовки, то стоит проверить правильность своих действий или обратиться к специалистам.
Рассмотрим самые распространенные вопросы, связанные с признаками неисправности механической КПП, проблемами с автоматической КПП, неисправностями в вариаторе, проблемами с роботизированной КПП.
Признаки неисправности механической коробки передач
Относительно простая по конструкции и надежная в эксплуатации МКПП первоначально требует тщательной тренировки действий. Не знание их последовательности или непонимание принципа работы механизма сцепления приводят к сбоям в переключении скоростей или поломкам МКПП.
Несмотря на то, что данный вид устройства трансмиссии позволяет эффективно смягчать удары при вождении, стоит обращать внимание на нехарактерные шумы и изменение динамики автомобиля.
- Когда рычаг МКПП находится в нейтральном положении, возникает шум при работающем двигателе. Возможные причины: некачественное, замусоренное масло, наличие в масле воды, износ подшипников.Чтобы устранить неисправность необходимо промыть коробку, сменить масло. Если шум не прекратился, то надо заменить подшипник.
- Посторонние шумы при переключении передачи говорят о неисправности синхронизатора или не выключающемся сцеплении. Если не поможет регулировка привода сцепления, то ремонт неизбежен.
- Утечка масла после стоянки автомобиля может быть вызвана потерей герметичности прокладок и сальников МКПП. Простым доливанием можно усугубить проблему. Необходимо устранить причину утечки.
- Скорость не увеличивается при включенной передаче и нарастании оборотов двигателя. Наиболее вероятная причина — износ диска сцепления. В данном случае необходимо как можно скорее устранить неисправность, так как может придти в негодность маховик двигателя.
- Случаи самопроизвольного выключения передач могут быть вызваны поломкой привода, соединенного с рычагом переключения, износом шестеренок, вилок внутри МКП.
- Вибрации при включенном двигателе говорят о неисправности двигателя, послаблении крепежных элементов МКПП или критическом износе ее опор.
Признаки проблем с АКПП
Дорогостоящие АКПП оправдывают себя при вождении в городском потоке. Они превосходят механические коробки серийных автомобилей по количеству скоростей и плавности переключения передач. Но требуют к себе повышенного внимания, поскольку неисправность одной детали может быстро привести к поломке всего агрегата. К счастью, на современных автомобилях существует предупреждение на электронной панели приборов о возможной неисправности. Какие неисправности чаще всего случаются?
- При переключении передачи ощутимые толчки, или удары говорят о возможном износе следующих деталей: фрикционов, соленоидов, элементов гидроблока.
- Некорректные, запаздывающие, несвоевременные переключения передач могут говорить о неисправности Электронного блока управления, сбоями в работе электрооборудования, неисправностью датчиков.
- Нарастающий гул АКПП, чаще всего, вызван износом подшипников. Требуется их незамедлительная замена.
- Отказ АКПП переключать передачи может быть вызван двумя причинами: износом подвижных деталей, сбоями в программном обеспечении, неисправностью электронных компонентов.
- Электроника показывает включенную передачу, но автомобиль стоит на месте. В данном случае придется вызывать эвакуатор. Можно предположить неисправность: масляного насоса, гидротрансформатора, соленоидов, клапанов гидроблока.
- Утечка масла говорит о потере герметичности АКПП. Последствия могут привести к поломке масляного насоса, гидроблока управления, проблемам с соленоидами и подгоранию накладок фрикционов.
- Вибрация при вождении может говорить о неисправности гидротрансформатора и ослаблении креплений коробки передач.
Признаки неисправностей вариатора
В отличие от АКПП вариатор имеет менее сложную конструкцию и меньшее количество деталей. Он тоже оснащен электронными сигнализаторами и имеет в своем составе гидротрансформатор. Вариатор чувствителен к большим ударным нагрузкам. На что стоит обращать внимание?
- При разгоне автомобиль не может перейти определенный порог скорости. Таким образом электроника реагирует на возможные неисправности, переводя вариатор в аварийный режим работы. Сигнал о проблемах выводится на электронное табло.
- Пробуксовки могут быть вызваны износом цепи или ремня, отсутствием необходимого уровня давления в гидросистеме, неисправностью механизма сжатия конусов.
- Автомобиль набирает скорость рывками в том случае, если есть неисправность в электронных клапанах или модуле управления.
- Автомобиль набирает скорость и двигается рывками. В этом случае неисправность может быть в цепи (или ремне), конусах.
- Если передаточное отношение трансмиссии не меняется, то необходимо проверить электрическую проводку, датчики, разъемы, модуль управления.
- Вибрация и нарастающий гул вариатора, чаще всего, вызван износом подшипников. Замена неизбежна.
- При утечке масла, потере герметичности вариатора он автоматически переходит в аварийный режим работы.
Признаки проблем с роботизированной КПП
РКПП совмещает в себе элементы управления передачами и конструкцию МКПП. Потому у нее могут быть неисправности, встречающиеся у обоих видов коробок передач. «Умная начинка» роботизированной КПП следит за работой всех деталей и вовремя предупреждает сигналом на электронном табло о неисправностях.
- Толчки при движении, прежде всего, говорят о неисправности сцепления.
- Автомобиль медленно набирает скорость, не смотря на увеличение оборотов двигателя. Причина в изношенном сцеплении.
- Заторможенное переключение передач связано с неполадками в мехатронике — блоке управления, где соединяются гидравлическая и электромеханические части коробки. Конструкционная сложность этого устройства усложняет его ремонт.
- Потеря герметичности в одном из двух контуров смазки требует замены сальников и прокладок. Иначе могут возникнуть проблемы в системе управления или прийти в негодность подшипники и шестеренки.
- Гул, шум при работе РКПП говорит о критическом износе подшипников. Необходима их срочная замена.
- Вибрации во время движения могут быть вызваны износом опор и креплений РКПП.
Краткий итог
В первую очередь необходимо следить за герметичностью коробки передач, своевременно реагировать на посторонние шумы и нарушение динамики разгона и вождения. И конечно же не оставлять без внимания сигналы электронных табло. За исключением механической коробки передач, все остальные требуют дорогостоящего ремонта.