Адрес:
Москва, ул. 6-я Радиальная д. 30 стр. 2
Главная \ Полезная информация \ Турбонаддув двигателя автомобиля: как устроен и как работает

Турбонаддув двигателя автомобиля: как устроен и как работает

« Назад

Турбонаддув двигателя автомобиля: как устроен и как работает 16.02.2023 12:14

Турбонаддув является способом агрегатного наддува, при котором воздух подается в отсеки цилиндров под давлением. Процесс сжатия и нагнетания выполняют отработанные газы, вращающие вал турбины. Такой метод сегодня применяется повсеместно. Турбированные двигатели обладают большей мощностью и экологичностью, при этом сам объем ДВС можно не увеличивать. Турбина также позволяет достичь большего значения крутящего момента при небольшом расходе топлива.

В целом, преимуществ у данного метода предостаточно, что делает его одним из наиболее популярных способов повышения характеристик автомобиля.

Применения турбины на дизельных и бензиновых силовых агрегатах

Турбины используются как на бензиновых, так и на дизельных силовых установках. Однако более широкое распространение данный метод получил именно на последних вариантах ДВС. Это связано с характеристиками самого топлива и двигателя. Дизельные моторы имеют более высокую степень сжатия, меньшую температуру отработанных газов и меньшую частоту вращения коленчатого вала. Вследствие этого достигаются необходимые условия для более высокого КПД от турбоустановки.

из каких компонентов и услов состоит турбонаддув

Бензиновые моторы также подходят для установки турбонаддува. Однако здесь есть свои особенности. Вследствие использования бензина в качестве топлива возрастает температура отработанных газов – около 1000 градусов. Это повышает тепловую нагрузку на поршневую группу и на крыльчатку самого нагнетателя. Учитывая дополнительную подачу воздуха от турбины, может спровоцировать детонацию. В качестве решения можно использовать бензин с высоким октановым числом, однако это не всегда экономически оправдано.

Применение турбонаддува на бензиновых ДВС возможно с дополнительными техническими решениями.

Устройство турбонаддува

Конфигурация узла турбонагнетателя может меняться в зависимости от инженерных решений производителя. Однако базовые элементы этой установки остаются практически неизменными. К ним относятся:

  • воздухозаборный тракт с воздушным фильтром – для стабильной работы крыльчатки и сохранения чистоты цилиндров крайне важен подготовленный воздух, очищенный от мелких частиц пыли, грязи;
  • узел дросселя – отвечает за регулирование подачи воздуха на впуске ДВС;
  • сам турбокомпрессор – повышает давление воздуха во впускном тракте;
  • интеркулер – его задача заключается в охлаждении поступающего воздуха, вследствие чего цилиндры лучше наполняются, а вероятность возникновения детонации уменьшается;
  • датчики давление воздуха в системе, снимающие информацию для бортовой системы управления о работе турбонаддува;
  • патрубки – герметизируют и соединяют все узлы воедино.

Классическая турбина представляет собой улитку, состоящую из двух частей – холодную и горячую. Оба турбинных колеса связаны между собой валом. Таким образом, вращение горячей части (от выхлопных газов) автоматически передается на холодную сторону (сжатие и нагнетание воздуха в цилиндры) без лишних технических средств.

Турбине жизненно важны два параметра: надежная смазка и тепловая устойчивость. Вал устройства вращается во вкладышах, которые работают именно на масляном клине. Для этого в корпусе турбины предусмотрены соты – небольшие каналы для доставки масла к трущимся узлам. Потеря давления практически сразу вызывает износ вращающихся частей.

Горячая часть турбины работает с выхлопными газами. Ее температурный режим – 600-1000 градусов. Очевидно, что материал лопаток должен быть изготовлен из жаропрочных сплавов. Часто применяется инконель – сплав стали, хрома и никеля. Холодная часть всегда связана с воздухом обычной температуры, поэтому такие свойства ей не нужны. Ее часто изготавливают из легких сплавов, чтобы уменьшить инертность крыльчатки во время раскручивания.

устройство турбины автомобиля

Здесь возникает один неприятный момент – дисбаланс системы. Крыльчатка из инконеля и, например, алюминия, имеет разные весовые показатели. Один из способов балансирования системы и повышения КПД турбонаддува – производство обеих сторон из легких, но прочных сплавов. Например, титан, керамика и магний. Такие конструкции уже есть, но их цена пока достаточно высока. Поэтому такое решение может быть не по карману.

Принцип работы турбонаддува

Схему функционирования турбины можно описать следующими пунктами:

  • выхлопные газы попадают из выпускного коллектора в приемную улитку горячей части турбины;
  • крыльчатка горячей части разгоняется в той степени, в которой на нее давят газы – прямая зависимость от оборотов двигателя;
  • вращение горячей крыльчатки через вал передается на холодную часть;
  • компрессорное колесо затягивает, сжимает фильтрованный из воздухоприемника воздух;
  • сжатый газ направляется в интеркулер, где охлаждается и направляется в цилиндры мотора.

В системе турбонаддува также предусмотрены дополнительные узлы, выполняющие защитные функции. К ним относятся:

  1. Вестгейт. Представляет собой предохранительный клапан, отсекающий подачу горячих газов и дальнейшее раскручивание турбины. Вестгейт включается тогда, когда турбина достигает пика давления. В результате часть отработанных газов просто проходят мимо горячей части, непосредственно в выхлопную систему. Вестгейт приводится в действие пневматикой или электроприводом, которым управляет блок управления.
  2. Предохранительный клапан. При резком отпускании дроссельной заслонки, обороты мотора быстро снижаются. При этом давление в горячей части турбины также падает, но вал продолжает дальше вращаться по инерции, создавая давление. Этих секунд может хватить для того, чтобы вал сместился и разрушил масляную пленку, по которой скользит. В результате – быстрый износ поверхности. Чтобы этого не произошло, в систему включается предохранительный клапан.

принцип работы турбонагнетателя двигателя

Защита бывает двух вариантов: байпас и редукционная заслонка. Первый вариант сбрасывает избыточное давление обратно во впускной тракт, до турбины. Байпас отлично амортизирует подобные динамические толчки. Однако он имеет один неприятный момент - повышенная нагрузка на крыльчатку турбину. Иногда можно услышать характерный хлесткий звук в момент сброса газа - это воздух бьет по лопастям.

Редукционный клапан или блоу-офф работает по аналогичной схеме, однако сбрасывает воздух не во впускной тракт, а наружу. Такой подход практически не оказывает негативного влияния на крыльчатку. Работа блоу-офф сопровождается характерным звуком выходящего воздуха (свист), который любят многие любители автотюнинга. Однако такие спецэффекты не всегда оправданы в семейных автомобилях, поэтому производители в штатных комплектациях используют байпасы.

Особенности работы турбины

Турбонаддув имеет некоторые особенности работы, которые инженерам необходимо учитывать, а в некоторых случаях – бороться с ними. К таким можно отнести:

  • изменяемая геометрия турбины – техническое решение, позволяющее работать турбине даже при недостаточных оборотах ДВС (подрыв снизу);
  • турбояма – классическая проблема, проявляется при резком нажатии педали на газ.

При турбояме автомобиль не реагирует на нажатие дросселя и начинает разгон спустя некоторое время. Для борьбы с этим явлением применяются разные технические методы, включая изменяемую геометрию и антилаги.

 


Адрес:
Москва, ул. 6-я Радиальная д. 30 стр. 2