Иногда перед владельцем автомашины предстает печальная картина: под капотом практически новый, но уже «погрызенный» ремень. Причем он вышел из строя намного раньше положенного срока без видимых на то причин. Водители дают такому явлению меткое определение «ремень сожрало». Бывает, что видимых повреждений нет, но ремень будто растянут и не держит натяжение. Разберем, что за напасть «съедает ремни» и как с этим бороться.
Конструктивные отличия
Ремни ГРМ имеют зубчатое строение, приводные ремни конструктивно ручейковые (поликлиновые). Различают также кордшнуровые, кордтканевые ремни и другие разновидности.
Анализ причин преждевременного выхода из строя ремней различной конструкции и материала изготовления займет много времени. Гораздо проще выяснить причины износа по следующим трем позициям:
- ремень катастрофически быстро изнашивается сбоку;
- ремень почему-то растягивается;
- ремень неожиданно порвался.
Рассмотрим причины всех трех распространённых типов повреждения.
1. Быстро изнашивается сбоку
Край ремня физически может износиться только в случае тесного контакта с поверхностями, не предусмотренного «по штатному протоколу». Необходимо уделить внимание шкиву.
Перекос
Ремень сползает и постоянно соприкасается боковиной со шкивом. Скорее всего, один из шкивов установлен несоосно. Почему возникает перекос? Первопричина кроется в разрушенном подшипнике. В результате перекошенный шкив «подъедает» ремень. Если перекос более 1 мм на 10 см, появятся другие, более серьезные проблемы.
Предотвратить износ ремня получится только путем исправления несоосности шкива. Трудность заключается в том, что определить кривой шкив. «на глазок» обычно не получается, ведь речь идет о нескольких незаметных градусах.
Два варианта, как это сделать:
- Выполнить старт двигателя «на холодную», через 7-10 минут выключить, аккуратно потрогать шкивы. Перекошенный окажется раскаленным, остальные еле теплыми. Вариант несколько травмоопасен, зато верный.
- Снять ремень и проверить все шкивы. Кривой крутится от руки с усилием. Следует заменить подшипники.
Отыскать «виновника торжества» сложно, но это надо сделать обязательно. Разрыв ремня принесет большие неприятности. Шкивы с демпфером, кстати, изнашиваются быстрее. Под нагрузкой внешняя часть может перекоситься. Иногда появляется характерное биение. Подшипник не всегда втянут в этот процесс.
Левая деталь
Нештатный шкив ставят на автомобили с пробегом, так как найти оригинал невозможно ли очень дорого. В результате устанавливают такой, который максимально подошел. Шкив, предназначенный для других целей и комплектации, не обеспечит ремню идеальной посадки.
На заметку. В редких ситуациях ремень трется о защитный кожух. Вероятность этого выше, когда защиту не так давно снимали.
2. Ремень растягивается
Новые ремни последнего поколения не растягиваются. Ослабление натяжения может быть связано с преждевременным износом.
Опять подделка?
Поддельный или бракованный ремень обязательно проявит свой «контрафактный» характер потерей натяжения. Если ситуация повторяется при замене второго и третьего ремня, причины надо искать в другом.
Разрушенные подшипники
Очень часто подводят подшипники. Шкив тяжело крутится, ремень проскальзывает. Определить проблему можно опять же тактильно, «виноватый» шкив греется выше нормы. Подтвердить результаты диагностики можно со снятым ремнём. При этом надо прислушаться, как работают подшипники.
Если недавно поставленный ремень засвистел, он уже долго не прослужит однозначно. Увеличенная нагрузка сокращает эксплуатационный срок.
Важно. Находить причины и принимать меры следует сразу, не дожидаясь более серьезных проблем.
Грязь и пыль
Грязные, грунтовые дороги являются причинной загрязнения шкивов, особенно если нет качественных пыльников и защиты снизу. Грязь прилипает к самому ремню и к шкивам. В итоге трущиеся поверхности быстро изнашиваются.
За состоянием основных узлов и механизмов надо следить в любом случае, даже если автомобиль редко эксплуатируется на сельских дорогах.
Износ шкива
Изношенные ролики и шкивы также негативно отражаются на работоспособности ремня. У выработанных роликов формируются опасные заусеницы, о которые цепляется ремень. Насколько износился шкив, понять сложнее. Особенно подвержен быстрому стачиванию ручейковый ремень.
Если перекоса нет, подшипники в порядке, а ремень изнашивается с подозрительной скоростью, надо сделать ревизию шкивам.
Экзотические причины
Маловероятные, но возможные причины ускоренной изношенности ремня:
- Смонтированная с перекосом помпа после очередной замены. Соответственно, шкив тоже перекосится, что придете к трению ремня.
- Шкив установлен на искривленной оси. Часто старая ось искривляется в результате длительной эксплуатации с перетянутым ремнём.
Ось можно провернуть таким образом, чтобы шкив выровнялся либо установить самодельные прижимные полукольца. Добиться исправления несоосности таким методом возможно, но при этом большая вероятность вывести из строя еще как минимум пару ремней.
3. Когда ремень сразу рвётся
Бывает итак, что приводной ремень сразу рвется без видимых и слышимых прелюдий. Это болезнь именно приводных моделей. Ремень ГРМ проскальзывать не способен, у него лишь могут быть срезаны зубья.
Заусеницы или грязь
Порваться ремень может из-за грязи или заусениц на роликах или шкивах. Поэтому надо тщательно все проверить. На составном шкиве следует акцентировать внимание на сварном шве. Когда он расходится, то зажимает и обрывает ремень.
На заметку. Если клинит ролик или подшипник, новый ремень скорее всего, будет проскальзывать, и эту проблему можно будет услышать.
Что может выявить ревизия ремня?
Порванный ремень не надо выбрасывать. По некоторым признакам можно определить ряд проблем:
- Масляные следы на ремне свидетельствуют о течи. Масло сильно укорачивает ресурс ремней. Поэтому если не найти и не устранить источник течи, следующий ремень тоже порвется.
- Вмятины на внутренней стороне образовываются от налипшего мусора. Перед тем, как устанавливать новый ремень, следует почистить шкив.
Нет ничего удивительного в том, что рвется раньше срока непонятно где купленный ремень от непроверенных поставщиков. Производители оригинальных ремней обычно дают гарантию на 120 тыс. км. пробега. Преодолеть такую дистанцию обычно аналогу не под силу. Замену такого ремня придется делать чаще.
Выводы
Изнашивается чаще всего ремень ГРМ, растягивается поликлиновый, а порваться могут все. Бракованный или попавший в нештатные условия ремень может потерять способность к натяжению, порваться или деформироваться. Проблемы могут заключаться в самом ремне, в шкивах, подшипниках, помпе, роликах натяжительного устройства.
Надо учитывать, что зубья подвержены естественному износу, а попадание инородных предметов в газораспределительный механизм губительно для ремня. При установке дешевого аналога делают скидку на неоригинальность и сокращают гарантийный интервал выработки до следующей замены.
Дополнительная информация
Какие недостатки автомобиля можно исправить с помощью чип-тюнинга?
На какие звуки при пуске мотора стоит обратить внимание?
Почему появляются вибрации на холостых?