Форсунки занимают важное место в системе питания двигателя топливом, от их безупречной работы зависит, поступит ли топливо в цилиндры в нужном объеме. Когда из-за температурных перепадов и иных факторов внутри распылителя наслаиваются смолистые фракции, у двигателя появляются большие проблемы. Снизить риск возможных поломок и существенно увеличить срок эксплуатации форсунок поможет процедура их промывки.
Причины засорения форсунок
Форсунка — это конструктивно главный компонент системы впрыска автомобиля с ДВС, работающего на бензине или дизеле. Они обеспечивают равномерную подачу и впоследствии эффективное сгорание горючей смеси. Принцип работы простой, но ряд факторов могут послужить причиной засорения распылителей и сбоя в работе системы:
- длительный срок эксплуатации;
- использование дизельного с чересчур высоким цетановым числом или бензина с высокой температурой конца кипения;
- пренебрежение воронкой с сеточкой при заправке автомашины на сомнительных АЗС;
- грубые манипуляции, связанные с очисткой форсунок;
Скорость и вероятность засорения форсунок повышаются, если пренебрегать сервисным обслуживанием автомобиля, в частности, несвоевременно менять топливный фильтр.
К чему приведет эксплуатация автомобиля при засоренных форсунках?
Если ездить на машине с засоренными форсунками, постепенное повышение температуры в камере сгорания как минимум, приведет к износу поршня, ремонту самих форсунок. При неблагоприятном сценарии придется вложиться в дорогостоящий ремонт двигателя с инжектором.
Почему так происходит? Чистая форсунка распыляет топливо мелкодисперсионным факелом, загрязненная — практически выдает струю. Качество процесса перемешивания воздуха и бензина сильно страдает. В итоге топливно-воздушная смесь не успевает сгорать целиком и достаточно быстро. Резко снижаются мощностные и динамические характеристики ДВС, возрастает топливопотребление.
Большинство автопроизводителей рекомендуют делать промывку форсунок двигателя каждые 30 000 км.
Признаки загрязнения форсунок
При появлении проблем в узле впрыска или загрязнении форсунок должна сработать система самодиагностики и выдать соответствующее предупреждение на панели управления. Но это идеальный вариант, который не всегда срабатывает. Поэтому лучше ориентироваться на ряд характерных признаков, свидетельствующих о загрязнении и неисправности форсунок:
- проблемы на старте, когда запуск двигателя затруднен;
- заметное увеличение расхода топлива при эксплуатации машины в обычных условиях;
- ощутимое уменьшение мощности двигателя, проблемные подъемы;
- периодическое проваливание педали акселератора (кратковременная потеря тяги);
- ухудшение динамических характеристик (трудности при обгоне).
Как правильно промывать форсунки своими руками?
Существуют различные подходы к процедуре промывки форсунок домашними мастерами. Простейший способ, не требующий спецоборудования, основан на использовании очистителя карбюратора.
Что подготовить?
Для работы необходимо подготовить:
- баллончик со спецсредством для очистки карбюратора;
- питание от фонарика 4,5 В;
- кусок сантехнического шланга (15-20 см) в металлической оплетке с обрезанными штуцерами /гайкой;
- пару хомутов для шланга;
- пластиковый переходник-колпачок для коннекта со шлангом;
- два отрезка провода для сбора электрической части.
Инструкция пошагово
Суть процедуры в том, чтобы ликвидировать смолистые наслоения из распылителей, и при этом не нанести механических повреждений. В результате должна восстановиться нужная дисперсия факела распыла.
Поступают следующим образом:
- Собирают электрическую часть. Один провод протягивают от батарейки к форсунке. Второй провод одним концом закрепляют изолентой на форсунке, второй пока оставляют свободным. Он предназначен для замыкания цепи.
- В колпаке-переходнике делают отверстие для распылительной трубки карбклинера и закрепляют его хомутом на шланге. Вставляют трубку.
- Форсунку присоединяют к другой стороне шланга и зажимают всю конструкцию хомутом.
- Чтобы начать промывку, соединяют свободный конец провода, идущий от форсунки, с батарейкой, замыкая цепь. Щелчок свидетельствует об открытии форсунки.
- Подать давление с баллончика, пропустить через форсунки очиститель карбюратора.
- Выполнить все те же действия, перевернув форсунку другим концом.
Внимание. Промывку производить в отсутствии детей и животных. Надеть резиновые перчатки и соответствующую спецодежду. Учесть тот факт, что из форсунки полетит химия с грязью.
Стоит ли добавлять ацетон в бензобак?
Ни один из официальных представителей зарубежного или отечественного автопрома, или и нефтеперерабатывающей отрасли не говорят о возможности добавления ацетона в бензин. Однако на форумах автомобилистов эта тема активно обсуждается.
Считается, что ацетон повышает октановое число и отмывает углеродистые отложения в топливной системе. Более того, он «захватывает» воду из бензина и выбрасывает ее с выхлопными газами. Ацетон добавляют в почти полный бак бензина, эффект проявляется после полного сожжения топлива в процессе эксплуатации машины.
Объем ацетона зависит от октанового числа и качества топлива. При нормальных условиях добавляют из расчета 30 мл ацетона на 10 л. бензина. При ухудшении качества топлива соотношение может сблизиться до 150 мл на 10 л.
Неумеренное добавление ацетона уводит значения октанового числа от того, на которое рассчитан двигатель. Следствием такого старания будет обратный эффект: мотор потребует ремонта гораздо быстрее, чем при грязных форсунках.
Спасет ли специальная жидкость для очистки инжекторов?
Добавление в бензобак специального средства для очищения инжекторов реально очищает распылители. Естественно, средство должно быть качественным. Но применение химии не нанесет вреда и эффективно сработает только в том случае, если такая процедура проводится через каждые 15 тыс. км, начиная от нулевого пробега.
Бензобак автомобиля, который прошёл более 70 тыс. км успел накопить различные отложения. Жидкость для очистки инжекторов эти наслоения растворит. Полученная смесь просочится сквозь фильтры и неизбежно попадет в распылители. В итоге они загрязнятся еще больше. Это называется «сэкономить по-быстрому».
***
Самая частая причина засорения распылителей — низкое качество топлива. Полностью избежать этого фактора практически невозможно, ситуации с заправкой машиной бывают разные. Промывка форсунок двигателя собственными силами, без обращения в автосервис, возможна. Если нет уверенности в своих знаниях, лучше доверить это профессионалам. Форсунки являются главным компонентом системы подачи топлива, которые берут весь удар от некачественного топлива «на себя», поэтому часто засоряются или просто выходят из строя. Регулярная правильная промывка распылителей станет гарантией того, что топливно-воздушная смесь будет гомогенной и сгорит «веселей».
Дополнительная информация
7 действенных способов продлить срок службы коробки и двигателя
8 главных причин, почему современные двигатели выходят из строя
Неисправности АКПП: признаки и причины